РусскийБеларускiEnglish

 

Управление по образованию Пинского городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

"Специальный детский сад № 17 г. Пинска"

 

Одно окно | ПОРТФОЛИО СДУ | МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС | Первичные организации | РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ | Сервисы | МИР МЕДИЦИНЫ | ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА | ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВМЕСТЕ! | МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ | МОЯ РОДИНА - БЕЛАРУСЬ | История, традиции, достижения | Нормативно-правовое обеспечение

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Адрес: ул. В.З. Хоружей, город Пинск, Брестская область

Проезд автобусами: 5,6,10,11,4,13

Цель: способствовать побуждению интереса к истории нашего города; воспитать чувство патриотизма. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Задачи маршрута:

  • формировать представления о родном городе, людях, прославивших Беларусь;

  • знакомить детей с историческими местами малой родины;

  • расширять представления дошкольников о событиях Великой Отечественной войны;

  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к историческим ценностям белорусского народа.

Продолжительность по времени: 1-2 часа.

Опасные участки по ходу маршрутов:

— переход проезжей части;

— переход перекрестка;

— движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

  • Спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

  • Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами.  И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне?

  •  О героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники.

  • В ходе дороги можно обратить внимание ребенка на дорожные знаки, повторить правила дорожного движения.

  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их возводят?» 

      Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.

  • Спросите у детей: «Как вы думаете, с какого возраста люди шли на войну?», «Можно ли было детям участвовать в сражениях?»

  • Спросите у ребенка: «А в нашем городе Пинске есть памятники воинам ВОВ?».

  • Вот и мы сейчас пришли на памятное для всех жителей нашего города место, к памятнику В.З. Хоружей. 

Предоставьте детям краткую биографию В.З. Хоружей.

Вера Захаровна родилась 14 сентября 1903 года в городе Бобруйске Минской губернии. Девочка сперва училась в гимназии Бобруйска, а затем, когда семья переехала в Мозырь, продолжила учебу в этом городе.

В 1919 году, отучившись, она какое-то время работала на кулаков, сельской учительницей, но вскоре ее захватила романтика Гражданской войны. Уже в 16 лет Вера сражалась добровольцем в рядах Красной армии. В 1920 году вступила в Комсомол, а на следующий год — в ВКП(б).

После Гражданской войны Вера посвящает свою жизнь комсомольской и партийной работе, совмещая ее с литературным трудом. Пишет стихи, статьи, воззвания. Трудилась редактором газеты «Молодой пахарь». Девушка участвует в борьбе за освобождение Западной Белоруссии (которая находилась под польской оккупацией в результате советско-польской войны 1920 – 1921 годов).

Осенью 1925 года в городе Белостоке молодая подпольщица была арестована польскими властями. Из тюрьмы она писала мужественные письма в Советский Союз. Эти письма впоследствии были изданы в качестве книги, которая так и называлась - «Письма на волю».

В 1935 году Вера поехала в Казахстан. В 1936 году родила дочь Анну.  В 1937 году была арестована и несправедливо обвинена в «шпионаже в пользу Польши». В1939 г. (отсидев два года в тюрьме) Вера Хоружая была оправдана и освобождена. Вскоре ее восстановили в партии, а затем с нее сняли и несправедливый выговор, объявленный ранее.

С 1939 года работала в Пинске, в горкоме партии. В 1940 г. второй брак с Сергеем Корниловым.

Расскажите детям о подвигах, которые совершала Вера Захаровна Хоружая.

Когда началась Великая Отечественная война, молодая женщина, жила в городе Пинске и была беременна. Несмотря на это, вступила в партизанский отряд под командованием В. Коржа. Этот отряд принял участие в боях по защите Пинска (в том числе и Вера Захаровна). В сражении за Пинск погиб её муж Сергей Корнилов. Чтобы отправить беременную женщину в тыл, ей якобы дали задание - перейти линию фронта для установления связи с ЦК. Но, когда она выполнила поставленную задачу, ее не пустили обратно, а направили в эвакуацию. Вскоре у нее родился сын. Назвала его Сережей - в честь погибшего мужа. Затем она работала счетоводом в колхозе. Но очень переживала из-за того, что сидит в тылу. В 1942 г. ее направили в Витебск для подпольной работы. 

Ее группа успешно действовала под Витебском в течение нескольких месяцев. Подпольщики собирали сведения о том, где находятся склады и казармы врагов, а затем по ним наносили удары советские летчики. Кроме того, подпольщики проводили диверсии против оккупантов, помогали пленным. В условиях Витебска это была очень опасная работа, что признавали даже на «большой земле». Веру даже хотели эвакуировать оттуда, но она наотрез отказывалась.

13 ноября 1942 года - трагический день в истории Витебского подполья. На явочной квартире Вера Хоружая была схвачена гитлеровцами. 

После трёхнедельных нечеловеческих пыток, мучений и издевательств Вера Хоружая была казнена, не выдав никакой информации, не став предателем.

 Последней, кто видел отважную подпольщицу в живых, была советская разведчица Анна Киташева, которая только чудом вырвалась из фашистки тюрьмы. Она потом рассказывала, что встретилась с Хоружей в застенках 3 декабря 1942 года. Вера была настолько сильно избита и измучена, что не могла ходить. Тем не менее, несмотря на страшные пытки, она не выдала никого и не сообщила врагам никакой информации.

17 мая 1960 года Вера Хоружая была посмертно награждена золотой Звездой Героя Советского Союза. Кроме того, в числе ее наград - Орден Ленина и Орден Красного Знамени, присвоено звание Героя Советского Союза. 

Жизни и подвигам В.З Хоружей посвящен документальный фильм «Письма в бессмертие», 2-я симфония композитора Кима Тесакова. В ее честь установлены памятники, мемориальные доски, были названы улицы, площади, школы в городах Белоруссии.Была выпущена почтовая марка, посвящённая Вере Хоружей,был издан почтовый конверт с изображением памятника В. Хоружей в городе Пружаны. И белорусские ученые назвали в ее честь сорт сирени, который отличается красивыми, крупными розово-фиолетовыми цветами.

В городе Пинске ее именем названа улица - Веры Хоружей, установлен памятник, назван сквер рядом с памятником. В здание, где она работала, по улице Хоружая дом 12, в 1964 году - установлена мемориальная доска, где написано «В этом здании в1939 - 1941 годах в отделе пропаганды и агитации Пинского обкома КПБ работала патриотка, Герой Советского Союза Вера Захаровна Хоружая».

Игры в Сквере В.З Хоружей.

Гуляя по скверу, можно рассмотреть с ребенком разные зеленые насаждения (деревья, цветы, кустарники) и поиграть в различные игры.

Игра «Найди дерево, по описанию»

Ход игры: 

Взрослый описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает взрослый.

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Потом можно поменяться ролями: ребёнок прячет игрушку и описывает дерево, а взрослый ищет.

«Отгадываем загадки»

Ход игры:

Взрослый загадывает загадки о деревьях. Ребёнок подходит к тому дереву, о котором была загадка. Ребёнок может и сам придумать свою загадку.

Загадки.    1. Что же эта за девица – не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).

2. Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке, свесив серёжки (берёза).

3. Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила.

А о чём она грустит, никому не говорит (ива).

4. Платье потерялось, а пуговицы к зиме остались (рябина).

Игра «Где стоит памятник Вере Хоружей?»

Ход игры:

Взрослый спрашивает у ребенка расположение памятника относительно всех членов семьи.

Ребенок отвечает (Справа от папы, слева от мамы, впереди, сзади и т.д.)

Рассмотрите памятник.

Для увековечения памяти отважной подпольщицы и славной дочери белорусского народа - Веры Захаровны Хоружей, в Брестской области города Пинска в 1973 г. на заработанные комсомольцами деньги, установлен памятник в честь её 70-летия. Это устремленная ввысь стела с бюстом героини (скульптор В. Ивонтьев, архитектор М. Ткачук); высота 2 м.

Задания:

Прочитайте надписи на памятнике (обратить особое внимание на надпись - большие печатные буквы «Вера Захаровна Хоружая», год ее рождения и смерти, надпись: «От комсомольцев города Пинска».

Рассмотрите черты лица (какой целеустремленный, героический, отважный, честный и преданный Родине взгляд).

Рассмотрите деревья, ёлки возле памятника (саженцы вокруг стелы были посажены вместе с установкой памятника Веры Хоружей). Тогда это были саженцы. А сейчас это огромные и могучие деревья. И все эти годы мы живём мирно, благодаря нашим защитникам, в том числе Вере Хоружей.

Рассмотрите награду (в виде золотой, пятиконечной звезды). На своей груди Вера Хоружая не смогла поносить эту награду - присвоенно только посмертно.

Игра-задание «Расскажи о герое Родины - Вере Хоружей»

(Смелость, мужество, отвага, храбрость, преодоление страха, воля к победе, честность, любовь к Родине и др.)

На территории возле памятника расположены изящные скамейки, где можно посидеть с ребенком, подышать свежим воздухом, обсудить подвиги Веры Захаровны. Жизнь и борьба, которой была связана и с нашим городом Пинском.

Игра «Отдай честь»

Ход игры:

Взрослые и ребенок отдают честь, маршируют, выполняют различные физкультурные упражнения, гордясь и благодаря за «Мирное небо над головой».

Рекомендации родителям:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться к памятнику Веры Захаровны Хоружей.

Если ребенка впечатлила и заинтересовала судьба Веры Захаровны Хоружей в следующий раз предложить принести и возложить у памятника цветы.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Напротив, памятника находится кафе «Колос». Можно также посетить и порадовать ребенка сладким десертом.

Сделайте несколько фото на память о выходном дне.

После завершения прогулки предложите ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

Желаем вам приятно провести время!

Игры и игровые упражнения,

в которые можно поиграть с ребенком дома

«Назови ласково»

(Город, улица, флаг, дом, лес, сад, завод, сквер, магазин, река, мост, парк, школа и т.д.).

Игра на координацию движений «Солдат»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Стихотворения

Наша Родина

Наша Родина богата,

Мы чужую не хотим,

И своей страны, ребята,

Никому не отдадим!

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

 

              

 

ГУО "Специальный детский сад № 17 г. Пинска"

г. Пинск, переулок Полесский, 5

Контактные телефоны: +375165622538 ; +375165634817

Электронная почта: du17@pinsk.gov.bydu17@pinsk.edu.by

Регистрационный номер сайта: № 123108 от 21.12.2015