Адрес: ул. В.З. Хоружей, город Пинск, Брестская область
Проезд автобусами: 5,6,10,11,4,13
Цель: способствовать побуждению интереса к истории нашего города; воспитать чувство патриотизма. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
-
формировать представления о родном городе, людях, прославивших Беларусь;
-
знакомить детей с историческими местами малой родины;
-
расширять представления дошкольников о событиях Великой Отечественной войны;
-
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к историческим ценностям белорусского народа.
Продолжительность по времени: 1-2 часа.
Опасные участки по ходу маршрутов:
— переход проезжей части;
— переход перекрестка;
— движение вдоль близко расположенной проезжей части.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
-
Спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
-
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
-
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне?
-
О героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники.
-
В ходе дороги можно обратить внимание ребенка на дорожные знаки, повторить правила дорожного движения.
-
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их возводят?»
Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.
-
Спросите у детей: «Как вы думаете, с какого возраста люди шли на войну?», «Можно ли было детям участвовать в сражениях?»
-
Спросите у ребенка: «А в нашем городе Пинске есть памятники воинам ВОВ?».
-
Вот и мы сейчас пришли на памятное для всех жителей нашего города место, к памятнику В.З. Хоружей.
Предоставьте детям краткую биографию В.З. Хоружей.
Вера Захаровна родилась 14 сентября 1903 года в городе Бобруйске Минской губернии. Девочка сперва училась в гимназии Бобруйска, а затем, когда семья переехала в Мозырь, продолжила учебу в этом городе.
В 1919 году, отучившись, она какое-то время работала на кулаков, сельской учительницей, но вскоре ее захватила романтика Гражданской войны. Уже в 16 лет Вера сражалась добровольцем в рядах Красной армии. В 1920 году вступила в Комсомол, а на следующий год — в ВКП(б).
После Гражданской войны Вера посвящает свою жизнь комсомольской и партийной работе, совмещая ее с литературным трудом. Пишет стихи, статьи, воззвания. Трудилась редактором газеты «Молодой пахарь». Девушка участвует в борьбе за освобождение Западной Белоруссии (которая находилась под польской оккупацией в результате советско-польской войны 1920 – 1921 годов).
Осенью 1925 года в городе Белостоке молодая подпольщица была арестована польскими властями. Из тюрьмы она писала мужественные письма в Советский Союз. Эти письма впоследствии были изданы в качестве книги, которая так и называлась - «Письма на волю».
В 1935 году Вера поехала в Казахстан. В 1936 году родила дочь Анну. В 1937 году была арестована и несправедливо обвинена в «шпионаже в пользу Польши». В1939 г. (отсидев два года в тюрьме) Вера Хоружая была оправдана и освобождена. Вскоре ее восстановили в партии, а затем с нее сняли и несправедливый выговор, объявленный ранее.
С 1939 года работала в Пинске, в горкоме партии. В 1940 г. второй брак с Сергеем Корниловым.
Расскажите детям о подвигах, которые совершала Вера Захаровна Хоружая.
Когда началась Великая Отечественная война, молодая женщина, жила в городе Пинске и была беременна. Несмотря на это, вступила в партизанский отряд под командованием В. Коржа. Этот отряд принял участие в боях по защите Пинска (в том числе и Вера Захаровна). В сражении за Пинск погиб её муж Сергей Корнилов. Чтобы отправить беременную женщину в тыл, ей якобы дали задание - перейти линию фронта для установления связи с ЦК. Но, когда она выполнила поставленную задачу, ее не пустили обратно, а направили в эвакуацию. Вскоре у нее родился сын. Назвала его Сережей - в честь погибшего мужа. Затем она работала счетоводом в колхозе. Но очень переживала из-за того, что сидит в тылу. В 1942 г. ее направили в Витебск для подпольной работы.
Ее группа успешно действовала под Витебском в течение нескольких месяцев. Подпольщики собирали сведения о том, где находятся склады и казармы врагов, а затем по ним наносили удары советские летчики. Кроме того, подпольщики проводили диверсии против оккупантов, помогали пленным. В условиях Витебска это была очень опасная работа, что признавали даже на «большой земле». Веру даже хотели эвакуировать оттуда, но она наотрез отказывалась.
13 ноября 1942 года - трагический день в истории Витебского подполья. На явочной квартире Вера Хоружая была схвачена гитлеровцами.
После трёхнедельных нечеловеческих пыток, мучений и издевательств Вера Хоружая была казнена, не выдав никакой информации, не став предателем.
Последней, кто видел отважную подпольщицу в живых, была советская разведчица Анна Киташева, которая только чудом вырвалась из фашистки тюрьмы. Она потом рассказывала, что встретилась с Хоружей в застенках 3 декабря 1942 года. Вера была настолько сильно избита и измучена, что не могла ходить. Тем не менее, несмотря на страшные пытки, она не выдала никого и не сообщила врагам никакой информации.
17 мая 1960 года Вера Хоружая была посмертно награждена золотой Звездой Героя Советского Союза. Кроме того, в числе ее наград - Орден Ленина и Орден Красного Знамени, присвоено звание Героя Советского Союза.
Жизни и подвигам В.З Хоружей посвящен документальный фильм «Письма в бессмертие», 2-я симфония композитора Кима Тесакова. В ее честь установлены памятники, мемориальные доски, были названы улицы, площади, школы в городах Белоруссии.Была выпущена почтовая марка, посвящённая Вере Хоружей,был издан почтовый конверт с изображением памятника В. Хоружей в городе Пружаны. И белорусские ученые назвали в ее честь сорт сирени, который отличается красивыми, крупными розово-фиолетовыми цветами.
В городе Пинске ее именем названа улица - Веры Хоружей, установлен памятник, назван сквер рядом с памятником. В здание, где она работала, по улице Хоружая дом 12, в 1964 году - установлена мемориальная доска, где написано «В этом здании в1939 - 1941 годах в отделе пропаганды и агитации Пинского обкома КПБ работала патриотка, Герой Советского Союза Вера Захаровна Хоружая».
Игры в Сквере В.З Хоружей.
Гуляя по скверу, можно рассмотреть с ребенком разные зеленые насаждения (деревья, цветы, кустарники) и поиграть в различные игры.
Игра «Найди дерево, по описанию»
Ход игры:
Взрослый описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает взрослый.
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
Потом можно поменяться ролями: ребёнок прячет игрушку и описывает дерево, а взрослый ищет.
«Отгадываем загадки»
Ход игры:
Взрослый загадывает загадки о деревьях. Ребёнок подходит к тому дереву, о котором была загадка. Ребёнок может и сам придумать свою загадку.
Загадки. 1. Что же эта за девица – не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).
2. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки (берёза).
3. Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила.
А о чём она грустит, никому не говорит (ива).
4. Платье потерялось, а пуговицы к зиме остались (рябина).
Игра «Где стоит памятник Вере Хоружей?»
Ход игры:
Взрослый спрашивает у ребенка расположение памятника относительно всех членов семьи.
Ребенок отвечает (Справа от папы, слева от мамы, впереди, сзади и т.д.)
Рассмотрите памятник.
Для увековечения памяти отважной подпольщицы и славной дочери белорусского народа - Веры Захаровны Хоружей, в Брестской области города Пинска в 1973 г. на заработанные комсомольцами деньги, установлен памятник в честь её 70-летия. Это устремленная ввысь стела с бюстом героини (скульптор В. Ивонтьев, архитектор М. Ткачук); высота 2 м.
Задания:
Прочитайте надписи на памятнике (обратить особое внимание на надпись - большие печатные буквы «Вера Захаровна Хоружая», год ее рождения и смерти, надпись: «От комсомольцев города Пинска».
Рассмотрите черты лица (какой целеустремленный, героический, отважный, честный и преданный Родине взгляд).
Рассмотрите деревья, ёлки возле памятника (саженцы вокруг стелы были посажены вместе с установкой памятника Веры Хоружей). Тогда это были саженцы. А сейчас это огромные и могучие деревья. И все эти годы мы живём мирно, благодаря нашим защитникам, в том числе Вере Хоружей.
Рассмотрите награду (в виде золотой, пятиконечной звезды). На своей груди Вера Хоружая не смогла поносить эту награду - присвоенно только посмертно.
Игра-задание «Расскажи о герое Родины - Вере Хоружей»
(Смелость, мужество, отвага, храбрость, преодоление страха, воля к победе, честность, любовь к Родине и др.)
На территории возле памятника расположены изящные скамейки, где можно посидеть с ребенком, подышать свежим воздухом, обсудить подвиги Веры Захаровны. Жизнь и борьба, которой была связана и с нашим городом Пинском.
Игра «Отдай честь»
Ход игры:
Взрослые и ребенок отдают честь, маршируют, выполняют различные физкультурные упражнения, гордясь и благодаря за «Мирное небо над головой».
Рекомендации родителям:
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться к памятнику Веры Захаровны Хоружей.
Если ребенка впечатлила и заинтересовала судьба Веры Захаровны Хоружей в следующий раз предложить принести и возложить у памятника цветы.
Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
Напротив, памятника находится кафе «Колос». Можно также посетить и порадовать ребенка сладким десертом.
Сделайте несколько фото на память о выходном дне.
После завершения прогулки предложите ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.
Желаем вам приятно провести время!
Игры и игровые упражнения,
в которые можно поиграть с ребенком дома
«Назови ласково»
(Город, улица, флаг, дом, лес, сад, завод, сквер, магазин, река, мост, парк, школа и т.д.).
Игра на координацию движений «Солдат»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Стихотворения
Наша Родина
Наша Родина богата,
Мы чужую не хотим,
И своей страны, ребята,
Никому не отдадим!
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!