Образовательный проект
«Креатив-лаборатория как средство развития дивергентного мышления детей с нарушениями зрения»
Образовательный проект «Креатив-лаборатория как средство развития дивергентного мышления детей с нарушениями зрения» направлен на формирование интеллектуальной и творческой инициативы воспитанников специального дошкольного учреждения и позволит развить умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов.
Проект реализуется через обучение педагогов, образовательную деятельность с детьми, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с тематической направленностью проекта.
В проект включено 17 педагогов, 4 группы детей старшего дошкольного возраста, 3 группы среднего возраста и члены их семей.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
По предметно-содержательной области: интегративный.
По продолжительности: долгосрочный.
Цель образовательного проекта – развитие дивергентного мышления детей с нарушениями зрения посредством организации креатив-лаборатории.
Задачи:
С педагогами:
- создать условия для повышения компетенции педагогов в проектной деятельности по вопросу развития дивергентного мышления у воспитанников;
- разработать пакет методических материалов, систему планирования интеллектуально-творческой деятельности воспитанников.
С детьми:
- способствовать развитию поисковой деятельности при решении творческих задач в пространстве креатив-лаборатории;
- содействовать активизации интеллектуально-творческого потенциала;
- активизация процесса овладения основными предметно-практическими действиями в структуре различных видов продуктивной деятельности.
С родителями:
- привлечь родителей к созданию интерактивных творческих площадок;
- обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.
«Музейная педагогика как интегративное дидактическое средство познавательного развития детей с нарушениями зрения»
Музейная педагогика – популярное направление образовательной деятельности, а музеи – универсальное средство познавательного развития воспитанников с нарушениями зрения и заключается в развивающем взаимодействии педагога с детьми.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
В государственном учреждении образования «Специальный детский сад №17 г. Пинска» реализован проект «Музейная педагогика как интегративное дидактическое средство познавательного развития детей с нарушениями зрения».
Цель образовательного проекта – внедрение музейной педагогики посредством организации образовательного пространства и совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
ЗАДАЧИ:
С педагогами:
- создать условия для повышения компетенции педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
- разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;
- стимулировать самообразование педагогов.
С детьми:
- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
- приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности;
- способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире через систему дифференцированных восприятий.
С родителями:
- привлечь родителей к созданию мини-музеев;
- обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
На организационно-подготовительном этапе проекта была создана творческая группа педагогов, изучена литература и опыт работы дошкольных учреждений по музейной педагогике, проведены разнообразные формы методической работы, разработана тематика и концепция мини-музеев, определен замысел экспозиций, выбраны выставочные площадки.
Важный вклад в приобретение экспонатов внесли родители воспитанников. Каждый мини-музей - это результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.
На данный момент в дошкольном учреждении функционируют следующие мини-музеи: этнографический, «Подводный мир», «Музей кукол», музей часов, музей-театр, музей одного образа «Пасхальное чудо», «Музей ощущений», «Сберегай-ка».
Образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.
Внедрение музейной педагогики позволит повысить уровень познавательного развития и приобщить воспитанников с нарушениями зрения к культурно-эстетическим ценностям.