РусскийБеларускiEnglish

 

Управление по образованию Пинского городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

"Специальный детский сад № 17 г. Пинска"

 

Одно окно | ПОРТФОЛИО СДУ | МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС | Первичные организации | РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ | Сервисы | МИР МЕДИЦИНЫ | ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА | ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВМЕСТЕ! | МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ | МОЯ РОДИНА - БЕЛАРУСЬ | История, традиции, достижения | Нормативно-правовое обеспечение

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

С ВОСПИТАННИКАМИ

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, приобщение к элементарной трудовой деятельности – целостный процесс, реализующийся в  присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности, в специально организованных формах работы.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребёнка. 

В ходе специально организованной деятельности педагоги уделяют особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).

Специально организованная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых происходит и в процессе изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями: художник, скульптор, дизайнер, модельер, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует усвоению информации о труде взрослых.

Приближение профессиональной деятельности взрослых к детям осуществляется в процессе экскурсий, наблюдений, тематических встреч с людьми разных профессий, обеспечивающих наглядность и ясность получаемых представлений, и способствующих накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она позволяет значительно расширить кругозор детей, прививает навыки общественного поведения.

Профориентационная работа включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями как представителями различных профессий.

Большинство детей не имеют представления о содержании профессиональной деятельности родителей.  Так, при ответе на вопрос «Что делает мама (папа) на работе?»  высказывания однотипны: «Работают». Для обогащения представлений детей проведён  ряд мероприятий: фотовернисаж  «Все работы хороши» с презентацией своей профессии, выставка детских работ «Парад профессий», родительская студия «Я – педагог своего (и не только своего) ребёнка». Данные мероприятия позволили сформировать положительное отношение к труду родителей,  дети стали понимать его смысл, видеть результаты.

Эффективным средством являлась интерактивная экскурсия, подготовленная совместно с родителями. Ими предложен  презентационный материал с места работы и с помощью ИКТ продемонстрирован воспитанникам. Интервьюирование детей натолкнуло педагогов на выпуск «говорящей газеты» - «Дети о ваших профессиях».

Педагоги вовлекают детей в доступный им трудовой процесс, дают посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. 

Совместная деятельность взрослого и ребёнка включает сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. Педагогами дошкольного учреждения создана игротека профориентационной направленности, состоящая из вариативного и адаптированного дидактического материала.

Современная действительность обуславливает необходимость привлечения дополнительных ресурсов, инновационных методов и технологий.

Одним из эффективных средств организации профориентационной работы с воспитанниками являются информационно-коммуникационные технологии. Мультимедийные презентации отличаются структурированной информацией, подкреплённой яркими опорными образами, и предоставляют исчерпывающую информацию о разнообразных профессиях, современном производстве. 

Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства.

Виртуальные экскурсии – один из самых убедительных способов представления  отдаленной информации, поскольку они создают полную иллюзию присутствия. С помощью виртуальных экскурсий происходит знакомство детей с   профессиями, недоступными для посещения.

Педагогами дошкольного учреждения активно используется потенциал музейной педагогики. Имеющийся опыт организации музейного пространства позволяет решать задачи познавательного развития воспитанников с нарушениями зрения. 

Одним из перспективных методов при ознакомлении воспитанников с профессиями взрослых является метод проекта, позволяющий комплексно решать задачи познавательного развития, обеспечивая устойчивый интерес и мотивацию. В процессе реализации проекта дети вовлекаются в разные виды деятельности, приобретают конкретные представления о труде взрослых через разнообразные источники информации.  

Так, в дошкольном учреждении реализованы: ролево-игровой проект «Мы в профессии играем», социально-исследовательский проект «Моя будущая профессия», «Город профессий».

Профориентационная работа с воспитанниками относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Необходимо создать такое образовательное пространство, чтобы на основе приобретённого теоретического и практического опыта ребёнок мог анализировать в дальнейшем профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя социально уверенно.

ЭКО-АРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эколого-социальная среда сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является соединение экологического образования с творчеством. 

В ходе творческого процесса происходит гармонизация ребёнка с природой, формируется экологическая этика. Ребенок получает знания об окружающем мире, у него вырабатываются ценностные установки по отношению к окружающему его природному миру и обществу в целом.

В нашем дошкольном учреждении педагогика творчества успешно применяется в работе с воспитанниками. Использование технологии эко-арт задаёт творческий импульс в осуществление образовательного процесса.
Эко-арт включает в себя ряд направлений, связанных с творчеством: инсталляции, комиксы, коллажирование, дизайн-деятельность, фотография, экологический театр и др.

Изобразительным средством инсталляций является пространственная композиция, изобразительным материалом - любые предметы. Содержание инсталляции - в игре смыслов, которыми наделен предмет, помещенный в необычное окружение. Моделируя окружающий мир в малых формах, используя при этом и искусственные и натуральные природные материалы, ребёнок включается в творческую созидательную работу.
Целью создания инсталляций экологического содержания педагоги ставят формирование природосообразных потребностей детей.
Актуальной на сегодняшний день является проблема загрязнения окружающей среды. Мусорные свалки, скопления ядовитых химических веществ, разбитые машины, выброшенные бутылки и даже брошенные обёртки от конфет – причины надвигающегося экологического кризиса.
Это подвигло педагогов к подготовке и проведению акции «Мы – за чистое будущее!». Ключевым компонентом данной акции являлось создание выставки инсталляций, основной целью которой являлась демонстрация с помощью визуальных и осязаемых эффектов результата пагубного влияния на окружающую среду деятельности человека.
Совместный процесс создания пространственных композиций гарантировал привлечение внимания к острой экологической проблеме.
Содержание выставки представлено разнообразными инсталляциями.
Инсталляции «Планета! SOS!», «Гигантская лапа мусора», «Монстр осьминог», «Бездомные банки», «Дыхание планеты» посвящены загрязнению планеты Земля отходами человеческой деятельности.

          

Ведущая идея создания инсталляций - использование отходов в качестве вторсырья позволяет экономить природные ресурсы и материалы.
«Хрупкий мир» — пространственная декорация из картона. Она призвана популяризировать идею вторичного использования и переработки бумажных отходов. 
Инсталляция представляет собой силуэты деревьев, животных из картона. Здесь, на своеобразной «лесной опушке», дети и взрослые узнают о том, сколько пыли поглощает одно взрослое дерево, какое количество ресурсов можно сэкономить при вторичной переработке и другую полезную информацию. Картонные деревья, животные напоминают: сдавайте макулатуру!

Педагоги создают инсталляции и на участках детского сада. Так, композиция «Дети солнца» способствует развитию эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру природы.

Конструкция «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» способствует развитию потребности соблюдения чистоты на улицах, дома, в детском саду, воспитанию активной социальной позиции, направленной на бережное отношение к окружающему миру.

Инсталляция под названием «Почему деревья плачут?» является творческим протестом против бездумной вырубки лесов, последствия которой могут привести к глобальной катастрофе.

Дети вместе с родителями, проявляя фантазию, изготовили птичьи столовые. В своём «строительстве» использовали различный материал: дерево, пластик. В назначенное время в назначенном месте собрали все кормушки – вот и готова инсталляция «Добро пожаловать!».
Экологическая культура включает в себя формирование основ энергоэффективного поведения воспитанников. Работая в данном направлении, педагогами создан мини-музей «Сберегайка», экспонатами которого являются инсталляции «Экономь воду – экономь деньги!», «Пожиратели энергии», «Обрати внимание!», «Пластиковый мир», «Мусор или шедевр?», «Дерево бережливости», «Не просто дружба», «Выбирай - обычная или экономичная», «Лампочка-красавица».

Экологические комиксы являются одним из эффективных творческих средств формирования природосберегающих ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения.
Создавая комиксы по экологии, взрослые совместно с детьми придумывают сюжет и раскрывают его в нескольких рисунках с краткими текстами. При сочинении комиксов педагогами соблюдается основное требование: содержание должно носить познавательно-экологичекий характер, а не только содержать развлекательную информацию.
Комиксы затрагивают различные экологические темы: влияние человеческой деятельности на загрязнение природы (транспорт, энергетика, промышленность), отношения человека к природе, проблема отходов, качества воздуха, воды, способы улучшения экологической обстановки.
В форме забавных историй с веселыми животными и различными персонажами дети восполняют недостаток экологических знаний и навыков грамотного общения с природой, осознают экологические проблемы, размышляют о способах их решения.
Иллюстративный материал в комиксах представлен как нарисованный, так и в виде аппликации из готовых изображений. Тексты написаны в поучительной форме, чтобы ребёнок смог сделать какие-то выводы, прочитав или прослушав комикс.
В дошкольном учреждении имеется библиотека экологических комиксов. Наибольшую популярность имеют комиксы, созданные детьми под руководством взрослых «Как пчёлка цветы спасала», «Приключения муравья Кузи», «Правила эти запомните, дети!», «Сохраним ёлочку-красавицу», «Лесной этикет с Лунтиком и его друзьями», «Один день из жизни самой обычной семьи или почему надо экономить воду», «Один день из жизни самой обычной семьи или почему надо экономить электричество», «Один день из жизни самой обычной семьи или почему надо экономить тепло», «Один день из жизни ребят, или почему надо экономить», «Правила эти запомните, дети!» и др. и др.

Формирование значимых целей экологической деятельности эффективно решается в процессе изготовления коллажей. Этому виду эко-арт педагоги уделяют значительное внимание.
Коллаж – графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения. Техника коллажа дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. В качестве фрагментов дети используют фотографии, глянцевые журналы, разноцветную бумагу разных фактур, ткань, фольгу, растения, краски, металлические детали и многое другое.
В процессе изготовления коллажа развиваются не только изобразительные умения и навыки детей, но и формируются нравственно-экологические позиции к окружающей природной среде, определяющие процесс развития экологической культуры личности.
Коллаж даёт большую свободу автору в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут обрываться руками. Главное в коллаже – возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.
Яркие, привлекающие внимание дизайном, рисунки и плакаты, изготовленные в технике коллажирования, сохраняют свои ведущие позиции в просветительской деятельности среди детей и взрослых. Систематически педагоги совместно с детьми оформляют тематические выставки «Воспитание природой», «Юный эколог». Изготавливая коллажи «Дайте планете дышать свободно!», «Прости, Земля», «Сохраним планету эту, ведь другой такой же нет», дети в доступной форме познакомились с причинами изменения климата на планете. Экспонатами выставки «Экология и Я» являлись результаты совместного творчества детей и родителей. Коллажи, представленные различной тематикой: «Береги лес от пожара», «Охрана природы», «Будь природе другом», «За лес! За воздух! За воду! За родную природу!», способствовали освоению детьми модели осознанно правильного поведения в природе.

  

Творчество - это сфера деятельности, которая позволяет человеку быть успешным и чувствовать себя востребованным.
Дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, художественный труд.
Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на познавательные процессы, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: коллаж, тестопластика, оригами, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, граттаж, декупаж, изонить и т. д.
Эко-дизайн способствует расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. В процессе занятий решаются не только задачи совершенствования эстетического восприятия, художественного вкуса и творческих способностей, а также формирования специальных умений и навыков: координации глаз и рук, владения кистью руки.



Систематическая работа в данном направлении позволила добиться высоких результатов в организации детского дизайна. Воспитанники свободно владеют эффективными техниками выполнения работ, используют разнообразные изобразительные материалы, проявляют творчество и инициативу, составляют по замыслу композиции, учитывая особенности цвета, контраста, фактуры.
Продукты эко-арт презентуются в форме интерактивной выставки «Эко-Я», обеспечивающей организацию живого общения между детьми и взрослыми, обсуждение экологических проблем, а также обратную связь между посетителями выставки. Цель выставки – показать возможные последствия загрязнения окружающей среды, помочь детям чётко определить свою позицию. Экспозициями выставки являются и инсталляции, изготовленные педагогами, детьми и родителями.
В настоящее время учреждение образования располагает достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи экологического воспитания.
На сегодняшний день педагогами активно используется такой эффективный ресурс, как фотография. Современная цифровая съемка и доступность фотоаппаратов, компьютерных программ для работы с фотоматериалом позволяет широко использовать данный метод. Продукты фото-творчества дают много информации для ребенка – невербальной, яркой, понятной, объективной. 

С помощью фотографий в доступной форме происходит знакомство детей с причинами и последствиями экологического кризиса.
Фотовыставка «Человек против природы» призвана обратить внимание на тот факт, что экологическая катастрофа носит «рукотворный» характер.
В дошкольном учреждении популярность приобретает конкурс фотографий «Природа в фотообъективе». Подготовка материалов конкурса требует активного участия родителей, обеспечивающих предоставление фотографий. Процесс фотосъемки интересен как взрослым, так и детям, увлекает, побуждает к поиску новых идей и возможностей. Важно показать детям возможность альтернативных действий: если нельзя срывать цветы, то можно их фотографировать. Смысловая нагрузка снимков, представленных на конкурс, - «Красота рядом со мной. Остается только запечатлеть ее».
Эффективное экологическое образование должно вовлекать воспитанников в практическую природоохранную деятельность. Организация экологических акций способствует совмещению теоретических знаний с практическими шагами помощи окружающей среде. В практику работы дошкольного учреждения систематически включается проведение экологических акций, рейдов «Мы – за чистый город!», «Умный взгляд на мусор», «Посвящение в юные экологи», «Твоё завтра зависит от тебя». Фоторепортажи с проводимых мероприятий стимулируют детей к активной природоохранной деятельности.
Педагоги постоянно ведут поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди воспитанников.
Экологический театр – еще одно эффективное направление экологического воспитания детей.
Театр и экология не только вполне совместимы, но обогащают и помогают друг другу. Экологический театр дает прекрасную возможность объединения всех направлений экологического образования.

Ежегодно в дошкольном учреждении организуются выставки, конкурсы поделок из вторсырья «Отходы – в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-ёлка», «Экомода» (на лучший костюм из бытовых отходов - полиэтилена, пластиковых бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для хранения продуктов).
В фойе детского сада размещены экспозиции работ участников экологических конкурсов «Энергия и среда обитания», «Чудеса природы», «Энергомарафон».
Неоднократно воспитанники дошкольного учреждения становились дипломантами различных конкурсов.
В 2014 году дипломом II степени управления образования Брестского облисполкома в конкурсе «Энергомарафон» в номинации «Лучшая творческая работа учреждения образования по пропаганде эффективного использования энергоресурсов» награждён воспитанник Станислав З. за плакат «Шагай в ногу с прогрессом», выполненный в технике коллажа. В 2015 году в этом же конкурсе дипломом II степени отдела образования, спорта и туризма награждена воспитанница Ульяна М. за коллаж «Учимся экономить вместе».
Без совместной работы семьи и учреждения образования невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, принимать решения, брать ответственность на себя.
Взаимодействие с родителями будет эффективным, если оно будет организовано в пространстве практики. В дошкольном учреждении мероприятия, способствующие формированию ответственного отношения к природе средствами искусства, проходят в форме «Семейных арт-мастерских».
В процесс творческого диалога вовлекаются и дети, и родители. В совместной деятельности участники приобретают новый опыт в общении, творческие умения, навыки природосберегающей деятельности.
Родителями совместно с детьми создаются инсталляции, буклеты, альбомы, оформляются коллажи, выставки.

В своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И, однако, ко всем наиболее доступным его формам необходимо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своём многообразии искусство помогает становлению разносторонних способностей ребенка, воздействует на процесс формирования экологической культуры.
Средствами эко-арт происходит формирование нравственно-экологической позиции к окружающей среде, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.

 

              

 

ГУО "Специальный детский сад № 17 г. Пинска"

г. Пинск, переулок Полесский, 5

Контактные телефоны: +375165622538 ; +375165634817

Электронная почта: du17@pinsk.gov.bydu17@pinsk.edu.by

Регистрационный номер сайта: № 123108 от 21.12.2015